|
| | |
| Главная » 2014 » Февраль » 17 » Годовщине прилёта Челябинского метеорита
13:14 Годовщине прилёта Челябинского метеорита |
Метеорит вроде Челябинского может прилететь хоть завтра
Что узнали ученые за год после взрыва болида? Как метеорит изменил отношение людей к угрозе из космоса? Об этом «Комсомолка» расспросила астрофизика Николая Горькавого
Николай Горькавый - астрофизик, доктор физико-математических наук. Окончил Челябинский госуниверситет и аспирантуру в Институте Астрономии РАН, работал в
Симеизской обсерватории. В 1989 году получил Госпремию ССР за предсказание существования спутников Урана.
В первые дни после взрыва. в оценках массы болида была чехарда: говорили даже о килограммах. Наиболее достоверную оценку через нескольких недель дало американское агентство
НАСА: масса болида достигала 10 тысяч тонн. Но исследования продолжались, и в ноябре 2013 года, авторитетные международные коллективы ученых опубликовали в журналах Nature и
Science самые точные данные: масса болида составляла 12-13 тысяч тонн, диаметр около 20 метров, мощность взрыва – полмиллиона тонн взрывчатки.
Насчет высоты взрыва оценки поначалу тоже расходились: от 22 до 30 км, в ноябре все сошлись на 29,7 км. Теперь уже точно установлен химический состав, возраст метеорита
и даже история его столкновений с другими телами. Астероид, сгоревший болидом, был каменным и очень древним – 4,56 миллиарда лет, старше самой Земли!
И прилетел он из главного пояса астероидов, расположенного между Марсом и Юпитером.
Один из выводов вашего исследования: шлейф пыли от болида летал в атмосфере Земли еще три месяца. Могло это повлиять на погоду или еще на что-то?
- Болид слишком мал, чтобы повлиять на погоду Земли. Это был безопасный эксперимент, поставленный самой природой: что будет, если вбросить в атмосферу много
метеоритного аэрозоля. Но в научном смысле влияние болида на изучение атмосферы на высотах 30 - 60 километров стало важным.
- Челябинский болид самый большой со времен Тунгусского. В 1908 году у ученых не было таких приборов и компьютеров, как сейчас. Да и очевидцы не снимали
взрыв в небе на мобильники и не выкладывали в Интернет...
- Фотографии и видео очевидцев Челябинского болида - ценнейший научный материал, и он используются учеными разных стран. На материалах любителей основаны многие исследования,
включая статьи в журналах Nature и Science. Чем больше мы проникаем вглубь явления, тем ценнее нам кажутся снимки, сделанные в день взрыва . Мне прислали их сотни,
и через год расшифровки я понимаю, что вот эта голубоватая часть следа болида является следствием минимума температуры в стратосфере, а вот этот слабый загнутый
хвостик – мезосферная часть пылевого облака, которая сносится ветром на восток совсем с другой скоростью, чем стратосферная.
- Как идут поиски частей метеорита?
- Собраны тысячи мелких метеоритов (множественное числе не ошибка: метеоритами называют то, что пало на Землю, а болидом — то, что еще летит. - Ю. С.),
а с глубин озера Чебаркуль водолазами поднята самая крупная глыба в 650 килограмм весом – она установлена в местном краеведческом музее. Более крупных обломков быть не должно,
хотя по лесам рассеяно ещё сотни тонн метеоритного материала. Мне посчастливилось держать в руках 11-килограммовый обломок метеорита, а несколько мелких камушков и
образцы пыли мне достались для исследования.
- Правда ли, что последствия для Челябинска могли быть серьезнее - если бы метеорит взорвался на меньшей высоте, или вошел в атмосферу под менее острым углом?
Что могло бы быть в худшем случае - при тех же размерах болида?
- Правда! Челябинцам крупно повезло. Если бы болид вошел в атмосферу под углом не в 18 градусов, а 45 или 90, он проник бы гораздо ниже, и разрушения были бы гораздо серьезнее
– обрушились бы крыши и стены зданий. Если болид оказался бы металлический – как Сихотэ-Алинский (он упал в 1947 году в Приморском крае), то мог долететь до поверхности Земли
и оставить огромный кратер. Всего лишь стотонный Сихотэ-Алинский железный метеорит, раздробившись, оставил сотню воронок от 1 до 28 метров. Челябинский весил 12 тысяч тонн,
но был каменным. Так что да, повезло.
- О метеоритной и астероидной опасности после 15 февраля 2013 года задумались все. Поняли, что это не просто кино с Брюсом Уиллисом. А что-то реально изменилось?
- На днях правительство России утвердило перечень из 16 приоритетных научных направлений, и одно из них - противодействие космической угрозе. Это прямое следствие
взрыва Челябинского болида. В США встревожились не меньше – и удвоили бюджет на исследования в этом направлении. Расконсервировали спутник WISE, он уже работает –
ищет опасные астероиды, обнаруживает в космосе новые тела, сближающиеся с Землей. В НАСА обсуждается программа буксировки небольшого астероида.
- Спутники и телескопы НАСА сейчас способны увидеть все приближающиеся к Земле небесные тела размером больше 1 км. Но «наш»-то всего 20 метров, а сколько проблем принес!
Такие же можно увидеть заранее? И что можно сделать с опасным гостем из космоса?
- В зависимости от размера и траектории, опасные астероиды можно заметить и за несколько лет, и за несколько часов до падения. Но даже предупреждение за несколько
часов до взрыва будет очень ценным – людей можно эвакуировать, вывести из зданий, способных обрушиться, укрыть детей в надежном месте. Если же предупреждение будет
за несколько лет, то существует несколько вариантов вмешательства в траекторию астероида. Именно поэтому НАСА сейчас заинтересовалось буксировкой астероидов.
- Между ними Тунгусским и Челябинским метеоритами - чуть больше ста лет. Значит ли это, что такие небесные тела прилетают к нам раз в столетие? И в ближайшее время ждать нечего?
- Да, тело размером в десятки метров прилетает раз в сто лет. В среднем - что не исключает, что оно прилетит прямо завтра. Но беда в том, что опасность может нести в
несколько раз меньший по массе болид – диаметром около 10 метров, а если железный – и того меньше. А такие тела могут посещать Землю каждые 20 - 30 лет или ещё чаще.
Наша планета становится все густо населённее, все больше вероятность, что метеорит упадет не в лесу или в пустыне, а в городе. Играть в рулетку никак не хочется.
Пыль болида еще три месяца носилась над Землей
Челябинский болид взорвался в воздухе. Осколки упали на Землю. Но сотни тонн каменной пыли остались в стратосфере и вытянулись в тонкий шлейф, или пылевой пояс. За четыре дня шлейф реактивной струей обогнул планету и снова оказался над Челябинском. Горькавый и его коллеги изучали этот шлейф по данным спутника «Суоми» (он работает по совместной программе НАСА и Национального управления океанических и атмосферных исследований США).
«Мы увидели формирование нового пылевого пояса в атмосфере Земли и выполнили первые наблюдения из космоса за его развитием», - объясняет Горькавый.
Приборы на спутники увидели шлейф через 3,5 часа после взрыва - он образовался на высоте около 40 км и двигался на восток со скоростью больше 300 км/час. Через день долетел до Алеутских островов. Крупные тяжелые частицы начали оседать вниз и тормозить, а мелкие и легкие так и летели - они обогнули Землю за четыре дня и продолжали носиться над планетой еще как минимум три месяца.
В чем важность работы? Каждый день десятки тонн космической пыли прилетают в атмосферу и «зависают» в ее верхних слоях. Они влияют, например, на образование облаков в стратосфере и мезосфере, возможно, и еще на какие-то процессы.
«Челябинский болид гораздо меньше «убийцы динозавров» - и это хорошо! У нас есть уникальная возможность, не рискуя, изучить потенциально опасный вид событий», - говорит Горькавый.
Юлия Смирнова "Комсомольская Правда"
|
Просмотров: 275 |
Добавил: fartovii
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
| |
| | |
|
|