Надеюсь что данная инструкция не понадобится читателям. Но мир становится всё беспокойнее, увы и ах.
1) Кропотливая и целеустремлённая подготовка всех групп населения, работников организаций, руководящего и командно-начальствующего состава формирований, спасателей к действиям в ЧС. Это прежде всего выработка определённой суммы навыков и умений, обеспечивающих психологическую готовность к встрече с предполагаемыми опасностями ЧС природного, техногенного или военного характера и формирование на этой основе рационального к ним отношения. И, главное, - целенаправленная практическая тренировка и упражнения с психологической направленностью в ходе повседневной жизнедеятельности. Очень часто зарождение опасности видят только незначительное количество людей. Большинство людей получают о ней информацию от других. Однако оповещающие толпу информаторы могут быть не подготовлены к тому, чтобы отличить действительную угрозу для жизни от мнимой. 2) Своевременное определение очагов напряжения. Своевременная, достоверная и достаточно полная информация об аварии или катастрофе. Информация должна быть понятной и доступной для правильного восприятия. При этом должны использоваться все средства массовой информации: радио, печать, телевидение, как центральные, так и местные. Местные СМИ, по сравнению с центральными, оказываются более эффективными по воздействию на сознание людей, поскольку они непосредственно включены в ЧС и участвуют в их ликвидации. 3) Речь или передаваемое сообщение могут оказывать на людей более эффективное воздействие по сравнению с другими способами, и первостепенную роль играет содержание сообщения и тон. Недостаток информации порождает сплетни и слухи, создаёт неопределённость. 4) Чёткое управление, постоянный контакт руководящего состава с оперативными или вспомогательными силами, участвующими в ликвидации ЧС. Неумелых руководителей следует отстранять от управления. В действия на преодоление паники надо выделять людей, правильно оценивающих обстановку, способных контролировать свои поступки и давать разумные распоряжения. 5) Чем тяжелее складывается ситуация, тем суровее должна быть реакция руководителя группы на паникёров. Паникёрство пресекают, распространителей слухов изолируют. Слухам противодействуют путём передачи точной информации о том, что делается для ликвидации ЧС и как развивается обстановка. 6) Простые и понятные указания о действия и правилах поведения, возможных способах и средствах защиты. Отдавая такие указания, следует воздержаться от специальных научных и технических терминов, т.к. они могут быть неверно истолкованы и поняты. 7) Хорошо подготовленная и информированная группа людей, даже в сложной обстановке, имеет больше шансов избежать паники и потерь. Изолирование душевнобольных, снятие острых реакций у кричащих, успокоение их способствует созданию спокойной деловой обстановки. 8) Разделение большого скопления людей на малые группы. Ими легче управлять. 9) Отвлечение людей, хотя бы на непродолжительное время, от источника опасности, страха путём вовлечения в активные действия: в борьбу со стихией, в спасательные работы, в оказание помощи престарелым, инвалидам, упаковку вещей для эвакуации и др. 10) Разрядка ситуации путём передачи музыки. Действующая толпа аритмична, и поэтому громкий ритмичный звук способствует соответствующему превращению. Известные народные песни, церковные песнопения или гимн страны способствуют довольно быстрому воздействию на паническую толпу. 11) Использование директивных методов управления, резких команд и грубых распоряжений, так же как предложение или принуждение к активным действиям, должно быть очень осторожным, ответственным и проводиться с учётом индивидуальных и коллективных психологических проявлений. Например, выстрел вверх может только усилить панику. 12) Если очаг опасности возникает в здании, в помещении, где находится большое количество людей, то немедленно открываются выходы. Организуется чёткое управление потоками людей, создаются мобильные группы с конкретными задачами по спасению людей и имущества. 13) Самовнушение, умение руководить собой, своими чувствами и эмоциями, т.е. выработка психологической устойчивости, преодоление личного страха, способного перерасти в панику, чувство собственной ответственности и осознание дела, которое делает человек – в ЧС важно помнить о том, что именно воля и стремление к жизни являются основными факторами, помогающими человеку выжить. 14) Исключение из обихода слов «паника», «катастрофа», «спасайся, кто может» и др. Итак, паника возникает легче в общей обстановке неудач, чередующихся грозных явлений природы; среди людей, перенёсших психические потрясения, усталых, физически и психологически изнурённых, находящихся в состоянии предельного напряжения; в темноте, при плохой видимости, когда воображение рисует то, чего нет, и преувеличивает опасности. В месте с тем, при панике проявляются порой и инициативные попытки преодолеть стихийность, действовать разумно, внести элементы организованности.
по материалам СМИ.
Витамины Е С и Бета-каратин польза или вред?
|