ВЛИЯНИЕ ПУСКОВ КОСМИЧЕСКИХ РАКЕТ НА АТМОСФЕРУ ЗЕМЛИ
Реализуемый в настоящее время мировой грузопоток в космос требует ежегодно около 100 – 120 пусков ракет носителей различной грузоподъемности.
Массовые пуски ракет-носителей, сопровождаемые выбросом большого количества продуктов сгорания,без сомнения будут влиять на атмосферу Земли. Для рассмотрения экологического воздействия ракетных продуктов сгорания на атмосферу Земли в зависимости от высоты выбросов целесообразно разделить ее на три слоя тропосферу, стратосферу и ионосферу.
Тропосфера – нижняя, основная часть атмосферы простирается от поверхности Земли до высоты 16 – 18 км в тропиках, до 10 – 12 км в умеренных и до 8 – 10 км в полярных широтах.
Характеризуется понижением температуры с высотой и развитой турбулентностью, которая обеспечивает быстрое перемешивание загрязнений как по горизонтали, так и по вертикали.
Стратосфера – слой атмосферы, находящийся над тропосферой и простирающийся до высоты 50 км. Со стратосферой практически совпадает озоносфера.
Слой с повышенной концентрацией озона, который надежно экранирует поверхность Земли и все живое от вредного воздействия коротковолновой ультрафиолетовой
солнечной радиации. Максимальная плотность озона наблюдается в средних широтах на высоте 24 – 26 км.
Ионосфера - простирается от высот 60 – 80 км до высоты около 400 км. В ней наблюдаются заряженные частицы (ионы и электроны), относительное содержание которых
возрастает с высотой. Особенностью ионосферы является ее способность влиять на распространение радиоволн различных частотных диапазонов.
Основными вредными факторами, влияющими на состояние окружающей среды при пусках РН, являются большие выбросы продуктов сгорания при старте
в приземном слое атмосферы (тропосферы), уменьшение концентрации озона в стратосфере и свободных электронов в ионосфере.
Двуокись углерода (СО2), находящаяся в атмосфере, влияет на радиационный баланс Земли, увеличение ее содержания и приводит
к парниковому эффекту – повышению температуры воздуха и поверхности Земли.Ежегодно с продуктами сгорания в тропосферу поступает около 20 000 млн. т СО2
От сжигания нефти – 8200, угля – 2300, газа – 2700 и древесины – 1800 млн. т в год. Вклад двуокиси углерода, содержащейся в продуктах сгорания ракетных топлив,
в общий тропосферный баланс СО2 около 1000 т/год.
Природные источники окиси углерода (СО) – лесные пожары (11 млн. т/год) и выделения океанов (10 млн. т/год) – составляют лишь 5 – 10% от общего потока СО в тропосферу.
Основным источником СО 300 млн. т/год является неполное сгорание топлива в промышленных печах, котельных и автомобильных двигателях. Так, по усредненным подсчетам одна
автомашина потребляет в год 2 т бензина и выбрасывает в тропосферу 0,7 т СО. Следовательно, пуск одного носителя по объему выделяемой окиси углерода можно приравнять
к годовой эксплуатации нескольких сотен автомашин.
К нежелательным локальным последствиям в районе старта ракет-носителей могут привести выбросы хлористого водорода и окислов алюминия, содержащиеся в
продуктах сгорания ракето-носителей.Эти выбросы могут вызвать выпадение кислотных дождей, увеличение содержания в воздухе взвешенных частиц, токсичное
загрязнение облачного покрова, изменение погодных условий на прилегающих к стартовой площадке территориях. Однако отмеченные эффекты кратковременны,
поскольку турбулентные течения в приземной атмосфере приводят к быстрому перемешиванию выброшенных химических компонентов и снижению их концентрации до безопасного уровня.
В отличие от низких слоев атмосферы, подвергающихся сильным турбулентным процессам, в стратосфере на высотах 15 – 50 км состояние газового состава практически неизменно,
поэтому любое загрязнение этих слоев будет носить долговременный характер. На этих высотах, как уже отмечалось, важную экологическую роль играет озонный слой,
который образуется путем фото-диссоциации кислорода и последующего взаимодействия его атомов с молекулами. Источником разрушения озона служат каталитические реакции.
Содержание озона в атмосфере весьма неоднородно вследствие различных скоростей озонообразующих и озоноразрушающих реакций на равных высотах. Из общей массы атмосферы
Земли на долю озона приходится не значительная часть. Если его привести к нормальным условиям 760 мм рт. ст., 0°С, то вокруг Земли в среднем получится слой толщиной
всего около 3 мм. Поэтому не следует удивляться, что озоносфера оказалась «болевой точкой» планеты. Установлено, что увеличение уровня ультрафиолетового излучения,
обусловленное уменьшением содержания озона в атмосфере на 1%. ведет к увеличению заболеваемости населения раком кожи более чем на 2%. Отсюда видно, как важно сохранение
постоянства озона в атмосфере.
Таким образом, подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что загрязнение атмосферы со стороны транспортных космических систем пока носит локальный характер,
контролируется и сейчас не представляет опасности. В глобальном масштабе выбросы в атмосферу продуктов сгорания при полетах ТКС малы по сравнению с промышленными выбросами,
однако в отличие от последних они воздействуют на атмосферу в широком диапазоне высот, особенно проявляя себя в верхних слоях – стратосфере и ионосфере. Эта особенность
воздействия ракетных выбросов на атмосферу требует дальнейшего глубокого изучения с целью своевременного предотвращения нежелательных последствий, которые могут проявить
себя при росте масштабов использования ракетно-космической техники. Поэтому перспективные ТКС должны проходить экологическую паспортизацию, а проектные исследования по
решению крупномасштабных задач в космосе должны проводиться с оценкой экологического воздействия привлекаемых средств на окружающую среду.
ПОДПИСНАЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ СЕРИЯ
КОСМОНАВТИКА, АСТРОНОМИЯ
Издается ежемесячно с 1971 г.